Мир, роли, правила
Родительское сообщество: Оргинфо
Развернуто

Арктические ссылки

Генадий Глазуновgenaglgenagl

А пока мы игрались: "Медведев не одобряет предложения по "углеродному протекционизму""

medvedev

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о недопустимости попыток некоторых стран ограничить доступ России к Арктическим месторождениям.

На заседании Совета безопасности глава государства предупредил, что "климатические изменения могут породить не только физические изменения в области природной среды, но и межгосударственные противоречия, связанные с поиском и добычей энергоносителей, с использованием морских транспортных путей, биоресурсов, с дефицитом водных и продовольственных ресурсов", сообщает ИТАР-ТАСС.

"Уже сегодня приполярные страны предпринимают активные шаги по расширению своего научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в зоне Арктики", - подчеркнул президент.

"При этом, к сожалению, наблюдаются попытки ограничить доступ России к разработке и освоению арктических месторождений, что, конечно, недопустимо с правовой точки зрения и несправедливо с позиций географического положения и самой истории нашей страны", - заявил он.

 

источник: вести 17 марта 2010 г.    14:11

Генадий Глазуновgenaglgenagl

Российские батискафы погрузились под арктические льды

Два российских глубоководных батискафа совершили пробное погружение у Земли Франца-Иосифа - самой северной территории России.

''Академик Федоров''
Полярная экспедиция отправилась в Арктику на теплоходе "Академик Федоров"

Глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" были спущены с борта научно-экспедиционного судна "Академик Федоров" к северу от архипелага Земли Франца-Иосифа и достигли глубины в 1,3 километра.

Погружение стало репетицией запланированного на следующую неделю спуска на дно под Северным полюсом.

Подводную операцию возглавляют депутат Госдумы, известный исследователь Арктики и Антарктики Артур Чилингаров и заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии Российской академии наук Анатолий Сагалевич.

"Слишком тяжелая и рискованная работа предстоит в ближайшие дни - спуск на дно самого сурового океана в точке, которую еще никто не мог достичь", - сказал Чилингаров.

"Это была давняя мечта человечества", - добавил руководитель экспедиции.

Российские батискафы типа "Мир" рассчитаны на погружение на глубину до 6 км. Глубина океана под Северным полюсом достигает 4700 метров.


Права на Арктику

Члены экспедиции намерены получить геологические данные в поддержку притязаний России на часть арктического шельфа.

Арктика
Изменения климата могут сделать Арктику пригодной для хозяйственного освоения

В последние годы в рамках ООН и на межгосударственном уровне заметно активизировались дискуссии о правах на различные участки акватории Северного Ледовитого океана и арктического шельфа.

Потепление климата может облегчить добычу природных ископаемых в регионе.

По оценкам ученых, запасы участка шельфа, на который претендует Россия, оценивают в 10 млрд. тонн углеводородов. К тому же здесь пролегает Северный морской путь (самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, в том числе и для транспортировки углеводородов).

"Подтверждения глобальным изменениям климата уже стало очевидны участником экспедиции: если раньше ни одно судно не могло обходиться без сопровождения ледокола, то сегодня некоторые участки пути "Академик Федоров" преодолевал в одиночку", - сказал в интервью Би-би-си специалист по международному морскому праву Василий Гуцуляк.

Водружение российского флага на дне океана под Северным полюсом не будет иметь правовых последствий, однако ряд наблюдателей рассматривают его как демонстративную акцию.

Претензии России оспаривают другие страны, в том числе и США.

 

Ничей полюс

Раньше Арктика была разделена на пять секторов, основанием которых служили северные границы СССР, США, Канады, Дании и Норвегии, боковыми гранями - меридианы, а вершиной - Северный полюс. При этом территорией государства признавались все земли и острова, расположенные в пределах каждого сектора. Принадлежность вод и дна также определялась законами, действующими в отношении других территорий мирового океана.

В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая определяла, как должны пройти границы на дне Арктического океана. Согласно этому документу границы экономической зоны прибрежных государств были установлены на расстоянии 200 морских миль (370 км) от берегов материка и островов. В пределах этой зоны государствам разрешено распространять свой суверенитет на морское дно, разведывать и разрабатывать залегающие под ним природные ресурсы.

Однако кроме 200-мильной зоны экономических интересов конвенция устанавливала особый статус для континентального шельфа.

Как поясняет Василий Гуцуляк, континентальный шельф не входит в состав территории прибрежных государств, однако ни одно государство не имеет права начать разведку или добычу полезных ископаемых этого шельфа без разрешения прибрежного государства.

В мировом океане шельф обычно заканчивается не дальше чем 200 миль от берега. Однако в мелководной Арктике он очень часто заходит далеко за эту линию. Конвенция 1982 года предусматривает возможность расширения границы экономической зоны, если страна докажет, что шельф простирается за пределы 200-мильной зоны.

Сейчас Россия пытается доказать, что хребты Менделеева и Ломоносова являются неотъемлемой частью материка, продолжением ее континентального шельфа. Это и попыталась доказать Россия, которая в 2001 году отправила в специальную комиссию ООН "Заявку по обоснованию внешней границы континентального шельфа". Россия стала первой из арктических стран, составившей подобный документ. Но заявку России заморозили. Комиссия потребовала от Москвы предоставить больше обоснований.

КАРТА АРКТИКИ

Карта Арктики
Генадий Глазуновgenaglgenagl

FT: Китай хочет получить свой кусок "арктического "пирога"

FT: Китай хочет получить свой кусок "арктического "пирога"

02.03.2010 11:39, Лондон.  Financial Times помещает материал о растущем стратегическом интересе Китая к Арктике и возможной в связи с этим его более активной роли в регулировании этого региона. Это явствует из нового доклада Стокгольмского Международного Института мирных исследований (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI), в котором говорится, что Арктика может стать еще одной зоной (наряду с растущими инвестициями в Африку и попытками закрепиться в Индийском океане), где КНР начнет устанавливать свои геополитические интересы.

Как говорится в докладе SIPRI, перспектива того, что в летние месяцы в Арктике станет возможна навигация (как результат таяния ледников), заставила Пекин прислушаться к требованиям своих ученых и выделить больше средств на полярные исследования.

"Поскольку экономика Китая зависит от внешней торговли, сокращение путей доставки во время летних месяцев имеет серьезную коммерческую выгоду", - приводит FT выдержку из доклада, поясняя, что речь идет о сокращении маршрута Шанхай-Гамбург (который пока проходит через Малаккский пролив и Суэцкий канал) на 6400 км, а также существенное снижение страховки, поскольку в Арктической акватории, пока во всяком случае, отсутствует пиратство.

Другой потенциальный интерес Китая может заключаться в добыче в Арктике природных ресурсов, говорится в докладе, публикация которого совпала по времени с подготовкой России к отправке впервые своего нефтяного танкера по Северному Ледовитому океану.

В июле этого года государственная судоходная компания "Совкомфлот" отправит из морского нефтеналивного порта Витино свой танкер по Белому морю в Японию в сопровождении ледокола, что послужит началом использованию Северного пути для перевозки нефтяного экспорта.

FT приводит слова Генерального директора компании Сергея Франка, сказавшего, что маршрут через Арктику станет "плавающим нефтепроводом", который постепенно поможет России переориентировать свой нефтегазовый экспорт с Европы на более динамичный юго-восточный рынок, включая и Китай.

 

k2kapital

КолобаевKolobaevKolobaev

Битва за Арктику

Подборка Прессы о проблемах, связанных с разделами территорий и взаимные претензии в Арктическом регионе 

http://vff-s.narod.ru/sh/ar/a07.html

Полина Вахотинаpollypolly

Про морской космический флот

http://www.liveinternet.ru/users/m007kuzya/post108876450

Mорской космический флот — большой отряд советских экспедиционных судов и военных кораблей, принимавший непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, обеспечении летно-конструкторских испытаний космических; аппаратов, управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, запускаемых с советских полигонов. Суда Морского космического флота участвовали в ряде работ по международным космическим программам.

Полина Вахотинаpollypolly

Росатом - флот

Полина Вахотинаpollypolly

Романтичный Шпицберген

Добавить запись

Чтобы написать в текущий раздел, необходимо стать участником сообщества.

Разделы

cache: no_info (7), no_need (7), no_cache (1), miss (6), cached (29)db queries: 10time: 0,029

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.